СЕЛЕКЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

СЕЛЕКЦИЯ ИНФОРМАЦИИ
(от лат. selekto — отбор, выбор) — отбор полезной информации в процессе восприятия, который обусловлен его избирательностью и определяется задачами деятельности человека. С. и. осуществляется как в процессе сенсорно-перцептивного, так и словесно-логического анализа и является одним из функциональных механизмов самоконтроля и перцептивного контроля. Механизм С. и. включает в себя как жесткие, так и гибкие звенья. К числу жестких звеньев можно отнести особенности структуры нервной системы и органов чувств, обусловливающие избирательную чувствительность лишь к определенному виду раздражителей, ограниченность доступной одномоментному восприятию области пространства, ограничения в скорости переработки информации. К этой же категории можно отнести наличие у человека некоторых врожденных критериев, на основании которых он способен выделять некоторые области сенсорного пространства как объекты (сигнал), а другие — как фон, а также набор рефлекторных механизмов, лежащих в основе сенсомоторной координации в процессе поиска и отслеживания сигналов. Все эти структуры и механизмы составляют основу для развертывания более гибких и дифференцированных процессов С. и., регулирующих протекание информационных процессов, относящихся к сфере психики. Ведущая роль при этом принадлежит, с одной стороны, субъекту и, с другой стороны, требованиям ситуации (внешним условиям). На основе их осознания и синтеза субъект формирует цели, стратегии и программы поведения, в соответствии с которыми вся поступившая информация оценивается с точки зрения полезности ее использования в интересах достижения этих целей. Большое значение в процессе С. и. имеет вероятностное прогнозирование, что позволяет субъекту строить гипотезы относительно будущих событий. Процессы С. и. могут протекать не только под контролем сознания, но и на бессознательном (непроизвольном автоматизированном) уровне, под непосредственным влиянием доминирующих интенций и в соответствии с индивидуальными стилистическими особенностями переработки информации.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "СЕЛЕКЦИЯ ИНФОРМАЦИИ" в других словарях:

  • СЕЛЕКЦИЯ ИНФОРМАЦИИ — (англ. information selection) отбор полезной информации из всей совокупности предъявленных сигналов. Механизм фильтрации задерживает несущественную информацию и отбирает необходимую для выполнения задачи. Экспериментальные факты свидетельствуют о …   Большая психологическая энциклопедия

  • Селекция воздушных целей — (космических целей) выделение на фоне ложных целей, помех искусственного или естественного происхождения сигналов, отраженных от космических и авиационно космических аппаратов, головных частей баллистических ракет, крылатых ракет, самолетов,… …   Морской словарь

  • СЕЛЕКЦИЯ — (от лат. selectio выбор, отбор), наука о методах создания сортов и гибридов с. х. р ний, пород ж ных; отрасль с. х. произ ва, занимающаяся выведением сортов и гибридов с. х. культур, пород ж ных. С. разрабатывает способы воздействия на растения и …   Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

  • СЕЛЕКЦИЯ, ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ — вытеснение с рынка высококачественной продукции товарами низкого качества вследствие недостаточной (асимметричной) рыночной информации для потребителей; происходит при отсутствии законодательной защиты прав потребителей, когда продавцы идут на… …   Большой экономический словарь

  • внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В …   Большая психологическая энциклопедия

  • МАК-ЛЮЭН — (McLuhan) Херберт Маршалл (1911 1980) канадский философ и социолог, теоретик коммуникационных технологий, автор работ по истории философии и литературы, культурологии, психофизиологии. Профессор университета в Торонто (с 1952). Основные… …   Новейший философский словарь

  • Теория когнитивного диссонанса — – теория изменения и формирования установок Л. Фестингера. * * * социально психологическая теория (Л. Фестингер), обьясняющая нелогичное поведение человека в ситуациях наличия противоречивой информации об одном обьекте, предмете, человеке. От… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • теория когнитивного диссонанса — Этимология. Происходит от греч. theoria исследование, англ. cognition знание и dissonance несоответствие. Автор. Л.Фестингер. Категория. Когнитивная теория, объясняющая особенности мотивационных процессов. Специфика. В ней логически… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ — (или селективность восприятия; англ. perceptual selectivity) свойство восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля к. л. объектов (или их частей) и признаков. И. в. осуществляется посредством механизмов внимания непроизвольного и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Вавилов, Николай Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вавилов. Вавилов Николай Иванович …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»